История проекта
27 июня 2001 года представителями General Motors, АВТОВАЗа и Европейского Банка Реконструкции и Развития было подписано Генеральное рамочное соглашение о создании предприятия. Само СП было создано на учредительном заседании 30 июля 2001 года и получило регистрацию в Минюсте России 2 августа 2001 года.
Набор персонала начался с 27 августа, а строительные работы – с октября 2001 года.
Вклад сторон в уставный капитал СП составил 238,2 миллиона долларов США:
• General Motors – 99,1 миллиона денежными средствами и оборудованием (41,61%);
• АВТОВАЗ – 99,1 миллиона интеллектуальной собственностью (патенты, свидетельства и торговая марка на автомобиль НИВА, модель 2121), инженерными системами, зданиями и сооружениями (41,61%);
• Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР) – 40 миллионов долларов денежными средствами (16,78%) и кредит на 100 миллионов долларов.
Производство
Общая площадь СП составляет 137 564 квадратных метров. Производственные мощности включают:
• цех сборки черного (неокрашенного) кузова;
• цех финишной сборки черного кузова, в том числе, линию штамповки деталей кузова (на АВТОВАЗе), линию сварки каркаса кузова (на АВТОВАЗе);
• цех окраски; • цех сборки и вспомогательные цеха;
• экспедицию (подготовка к отгрузке автомобилей);
• административный корпус.
На работах по строительству и планировке размещения оборудования были привлечены два генеральных подрядчика:
• QuattroGemini Ltd (Финляндия) с 7-летним опытом работы в России отвечал за возведение зданий и подвод необходимых сетей;
• Eisenmann (Германия) - генподрядчик по технологической части и строитель цеха окраски.
Управление проектом и инженерную поддержку осуществляла американская фирма "Hanscomb", курирующая многие строительные проекты по всему миру. На рынке России "Hanscomb" присутствует уже более 10 лет.
Также на стадии строительства были задействованы около 1000 строителей и более 30 компаний из Тольятти.
23 сентября 2002 г. с конвейера СП сошел первый автомобиль Chevrolet NIVA - комфортный, надежный и безопасный российский внедорожник, завоевавший признание автомобилистов. Выход компании на российский рынок сразу был отмечен Гран-При журнала "За рулем" в номинации "Прорыв года". С тех пор Chevrolet NIVA пользуется стабильным спросом у потребителей. Рынок получил современный качественный конкурентоспособный продукт.
В сентябре 2004 г. предприятие запустило в производство новый переднеприводный автомобиль Chevrolet VIVA класса "С", базирующийся на платформе Opel Astra T-3000, который по праву стал на тот момент одним из лучших европейских автомобилей.
С января 2006 г. началась сборка пробной партии автомобилей Chevrolet NIVA GLX с двигателем FAM1 объемом 1,8 л., новой трансмиссией, ABS, кондиционером и подушками безопасности. По результатам теста на безопасность по европейским стандартам EuroNCAP автомобиль получил 4 звезды.
В марте 2009 г. началось производство обновленной версии Chevrolet NIVA. Для улучшения качества выпускаемого продукта в конструкцию обновленного автомобиля было внедрено более 60 инженерных изменений.
В мае 2010 г. началось производство Chevrolet NIVA усовершенствованной конструкции. Произведенные изменения способствовали снижению общего уровня шума, улучшению плавности хода и управляемости автомобиля. Наиболее важными улучшениями, способствующими значительному снижению уровня шума и вибрации в салоне автомобиля, следует считать замену карданных валов приводными валами с шарнирами равных угловых скоростей и раздаточной коробки с двухрядными подшипниками выходных валов.
1 августа 2011 г. началось производство автомобилей Chevrolet NIVA комплектаций GLS и GLC, оснащенных АБС (антиблокировочной системой тормозов) фирмы Bosch и подушками безопасности фирмы TRW.
Адаптационные и ресурсные испытания Chevrolet NIVA с «пакетом безопасности» успешно были проведены в России, Швеции, Германии и Испании.
31 июля 2012 г. началось производство автомобилей Chevrolet NIVA комплектации LE (Limited Edition).
Основные отличия Chevrolet NIVA LE от серийного автомобиля Chevrolet NIVA LC:
• Наружный воздухозаборник (шноркель) для преодоления водных преград;
• Штатные рейлинги от комплектации «люкс»;
• Внедорожные шины «Continental Conti Cross Contact AT» 215/65 R16;
• Чёрные легкосплавные диски «Kamelot Black» 7Jx16H2;
• Кронштейн крепления лебёдки (передний);
• Защита двигателя и редуктора переднего моста;
• Защита заднего бампера с фаркопом (тягово-сцепное устройство);
• Наружная антенна и кабель антенны.
Выход ЕБРР из состава акционеров
21 сентября 2012г. Советом директоров было одобрено соглашение, в соответствии с которым ЗАО "Джи Эм-АВТОВАЗ" выкупает акции, принадлежащие банку, с их последующим погашением. Таким образом, количество акций, принадлежащих компании "Дженерал Моторс" (в лице "Джи Эм Аусландзпроекте ГмбХ") и ОАО "АВТОВАЗ", остается прежним, при этом доля каждого в уставном капитале ЗАО "Джи Эм-АВТОВАЗ" выросла до 50%. Сделка была завершена в конце сентября 2012 г.
Одобрение Минэкономразвития РФ бизнес-плана ООО «Джей Ви Системз»
16 ноября 2012г. экспертным советом по промышленно-производственным ОЭЗ при Минэкономразвития РФ был одобрен бизнес-план ООО «Джей Ви Системз», являющегося подразделением ЗАО «Джи Эм-АВТОВАЗ».
Компания построит на территории особой экономической зоны «Тольятти» корпуса кузовного и прессового производств, а также инженерной лаборатории и логистического центра, предназначенные для выпуска внедорожника Chevrolet NIVA нового поколения.
Общий объем инвестиций в проект составит 6,2 млрд. рублей. Дополнительно будет создано более 1000 новых рабочих мест.
Строительные работы по возведению производственного корпуса на территории ОЭЗ «Тольятти» начнутся весной 2013г.
Запуск в производство внедорожника Chevrolet NIVA нового поколения запланирован на 2015 год.
Производство и продажи
В 2002 году с конвейера СП сошло 456 автомобилей, в 2003г. – 25 235, в 2004г. – 55150,.в 2005г. – 51810, в 2006г. – 47881, в 2007г. – 55052, в 2008г. – 54 654, в 2009г. – 23101, в 2010г. – 36996, в 2011г. – 57765.
По итогам 2012г. с конвейера СП сошло 62 981 автомобиль Chevrolet NIVA, что на 9% превышает показатели 2011г.
Дилерам отгружено 63 023 автомобиля, в том числе в страны СНГ — 2 744, что на 9% больше, чем в прошлом году.
Всего с начала производства (23.09.2002г.) реализовано 469 220 автомобилей Chevrolet NIVA, в том числе в страны СНГ — 34 332 (данные на 01.01.2013г).
По итогам продаж 2012г. внедорожник Chevrolet NIVA стал самым продаваемым в России в сегменте SUV.
Продажи автомобилей Chevrolet NIVA осуществляют 154 дилера в Российской Федерации, 8 дилеров и 3 дистрибьютора в странах СНГ.